Военная история  

III рейх

III reich - Третий рейх

Вверх
Танковый парк
Танковые дивизии
Мотодивизии
Танковые дивизии СС
Мотодивизии СС
Организация
Боевое применение
"Танки-вперёд!"
Лёгкий танк Pz I
Лёгкий танк Pz II
Лёгкий танк Pz 35(t)
Лёгкий танк Pz 38(t)
Средний танк Pz III
Средний танк Pz IV
"Пантера"
Тяжелый танк "Тигр"
"Королевский тигр"

 

Боевое применение танковых и моторизованных (панцергренадерских) войск вермахта

    Опыт боевых действий вермахта в войнах против Польши, стран Западной и Северной Европы и на Балканах показал, что танковые соединения, действуя на большую глубину, придавали наступательным операциям маневренный характер и высокий темп.

    В ходе Польской кампании внезапные таковые удары с участием большого числа танков и мотопехоты осуществляли прорыв слабо подготовленной обороны польских войск.  Плотности танков на направлении главного удара достигали 50-80 машин на 1 километр. Польские войска были неподготовлены к действиям против массированных танковых атак. В польской армии был недостаток эффективных противотанковых средств, устаревшие танки имели низкие боевые качества.  В результате танковые дивизии вермахта достигли значительных успехов за короткий срок.

    Успешно действовали танковые войска,  как и все соединения вермахта,  в ходе боевых действий в Западной Европе.  Верховное командование вермахта умело использовало ошибки англо-французского командования в развертывании войск, отсталость военных доктрин западных союзников, в частности по использованию танков, а также недостаток у них противотанковых средств. С 10 мая по 24 июня войска вермахта разгромили голландскую, бельгийскую и французскую армии и нанесли крупное поражение английским экспедиционным войскам.

    Во всех начальных операциях Второй мировой войны политическое и военное руководство Третьего рейха сумело успешно осуществить стратегию блицкрига.  Однако полученный опыт был недостаточно проанализирован и критически осмыслен.  В военном руководстве Германии появилась тенденция к переоценке своих возможностей и своего вооружения и недооценке сил противника. Приобретенный во Франции опыт боевых действий стал абсолютизироваться, а формы и способы ведения операций на Западе были признаны универсальными и пригодными для применения в любых условиях и против любого противника.

Средний танк Pz Kpfw IV

Средний танк Pz Kpfw IV во Франции

    В годы второй мировой войны основная часть танковых и моторизованных соединений вермахта действовала на Восточном (советско-германском) фронте.  В Северной Африке, Италии и на других фронтах несколько подвижных соединений вели бои, не оказавшие существенного влияния на теорию боевого применение танков.  В 1941-1942 годах танковые и моторизованные войска использовались в основном в наступательных операциях.  После перехода Германии осенью 1943 г. к стратегической обороне и до конца войны они применялись для контрударов, контратак и ведения сдерживающих действий.

    При ведении наступательных операций танковые войска использовались для боевых действий против подготовленной обороны, развивали успех в оперативной глубине, преследовали противника и форсировали водные преграды.  Основными принципами боевого применения танковых войск были внезапность, массирование на направлении главного удара.  Для действий танковых войск была нужна благоприятная местность. Главными формами маневра танковых войск были фронтальное наступление, прорыв, охватывающее и фланговое наступление.

    При встрече с подготовленной обороной в оперативной глубине танковые войска стремились обойти ее, а при невозможности обхода осуществляли прорыв.

    Танковые группы (армии) получали ближайшую, дальнейшую задачи и направление дальнейшего наступления. Глубина операции в 1941 г. составляла 400-500 км; в последующие годы она сократилась до 125 км и менее.  Это было обусловлено большими потерями в людях и технике и возросшими возможностями советских войск.

    Моторизованные (танковые) корпуса получали задачи,  как правило,  по овладению тремя-четырьмя рубежами (районами),  что по глубине соответствовало ближайшим задачам танковых групп  (армий). Глубина задач корпусов в ходе войны сократилась с 200-300 км до 50 км и менее.  Темп наступления сократился с 20-30 км в сутки в отдельных операциях 1941 года до 1,5-2 км в последующие годы.

    Для прорыва обороны создавались значительные плотности сил и средств, которые в 1941-1942 гг. составляли 40 - 50 танков и САУ, 15 - 20 бронетранспортеров, 30 - 40 орудий и минометов на 1 км на участке прорыва.  На протяжении войны плотности артиллерии и минометов возросли до 150-200 на 1 км. Артиллерийская подготовка стала применяться и при бое за вторую и последующие полосы обороны. Продолжительность артподготовки сократилась с 50 - 60 минут до 30 минут и менее из-за возросших плотностей артиллерии и трудностей с боеприпасами. Верховное командование вермахта переоценивало возможности танков по преодолению обороны.  Несмотря на то, что, начиная с 1943 г., значительную часть ударных танковых группировок составляли тяжелые танки Pz Kpfw V "Пантера" и Pz Kpfw VI "Тигр", немецким войскам не удавалось быстро прорвать тактическую зону обороны советских войск. Танковые дивизии и корпуса вынуждены были вести длительные и ожесточенные бои за главную полосу обороны и последующие полосы, в ходе которых они несли большие потери. Поэтому, танковые соединения и части не могли развить успех, даже если на отдельных участках и прорывались в глубину обороны советских войск, как, например, в наступлении летом 1943 г. под Курском и в контрнаступлении в марте 1945 г. под Балатоном.

    Оперативное построение объединений немецких танковых войск было, как правило, одноэшелонным. Отсутствовали сильные вторые эшелоны и резервы.  Танковые корпуса и дивизии строили свои боевые порядки в большинстве случаев в один эшелон, что не обеспечивало наращивание и развитие успеха в ходе боя.

    Действия в оперативной глубине  имели место только в 1941-1942 гг., а также в ходе Арденнской операции в декабре 1944 г. Танковые войска стремились развить тактический успех в оперативный, при этом они получали более глубокие задачи, чем при прорыве.  Впереди наступающих войск действовали передовые отряды, включавшие танки, мотопехоту, артиллерию и саперов. Удаление передовых отрядов составляло 20-50 км.  Их задачей являлся захват важных рубежей, населенных пунктов, мостов, а также ведение преследования.  Преследование в 1941-1942 гг. велось безостановочно, преимущественно по дорогам, на широком фронте. В ходе преследования осуществлялось форсирование водных преград. Оно проводилось с ходу или с  планомерной подготовкой.  Сначала водные преграды форсировала мотопехота, а после наведения мостов, переправлялись танки.  В период подготовки и форсирования авиация наносила удары по войскам противника. В 1941 г. и в декабре 1944 г. практиковалась выброска парашютно-десантных подразделений и частей.  С ними взаимодействовали передовые отряды частей и соединений танковых войск.

    Отражение контрударов возлагалось на мотопехотные (панцергренадерские) части и соединения, а также на противотанковые части.  Танковые части  и  соединения использовались для нанесения ударов во фланг и тыл.

Отделение в бронетранспортере Sd Kfz 251

Отделение панцергренадеров в бронетранспортере Sd Kfz 251

    В большинстве случаев танки не могли эффективно действовать без поддержки мотопехоты (с конца 1942 г. – панцергренадеров).  Танки могли быть уязвимы для небольших групп противника или даже отдельных пехотинцев, особенно на пересеченной местности и в городах.  Если же пехота противника располагала противотанковыми орудиями или другими противотанковыми средствами, уязвимость танков возрастала.  При прорыве обороны противника танки нуждались в поддержке мотопехоты.  Периодически мотопехота шла вперед, осуществляя прорыв через линию обороны противника, успех которого затем развивали танки. При наступлении в оперативной глубине мотопехота быстро продвигалась за танками на бронетранспортерах, грузовиках или мотоциклах, а иногда и на самих танках.  При необходимости она спешивалась. Очаги упорного сопротивления противника танки обходили, продолжая движение дальше. В задачу мотопехоты (панцергренадеров) входило уничтожение таких очагов.

Панцергренадеры в атаке 
за танками Pz Kpfw III

Панцергренадеры в атаке за танками Pz Kpfw III

    В теории существовала концепция атаки мотопехоты (панцергренадеров) на бронемашинах обороны противника при поддержке танков. Основным средством передвижения мотопехоты (панцергренадеров) являлись бронетранспортеры Sd Kfz 251 различных модификаций, но этих машин всегда не хватало, чтобы полностью обеспечить ими мотопехотные (панцергренадерские) части и соединения.  Большая часть стрелков мотопехоты (панцергренадеров) перевозилась на грузовиках и мотоциклах.  Лишенные броневой защиты, они были более уязвимы.

    Выпуск бронетранспортеров Sd Kfz 251 был увеличен в начале 1941 г.  Однако не все мотопехотные (панцергренадерские) дивизии  располагали ими в необходимом количестве.  В танковых дивизиях только один из двух моторизованных батальонов был оснащен бронетранспортерами.

    Броня Sd Kfz 251, составлявшая 13 мм, обеспечивала достаточную защиту от стрелкового оружия противника, но была уязвима даже для мелкокалиберного противотанкового.  Тяжелые потери, которые несли бронетранспортеры и их личный состав, вынуждали мотопехоту спешиваться за 400 метров и более от позиций противника, даже когда они использовали бронетранспортеры Sd Kfz 251. Стрелки мотопехоты (панцергренадеры) обычно высаживались у точки сбора или на предбоевой позиции вне зоны видимости противника.  Затем они вели атаку, как обычная пехота, поддерживая наступление танков.  Иногда мотопехота вела бой непосредственно с бронетранспортеров, которые обеспечивали удобные огневые позиции.  Главным тактическим преимуществом мотопехоты перед обычной пехотой было то, что благодаря их моторизации они могли быстро вводиться в бой в нужном месте.

Панцергренадеры на бронетранспортере Sd Kfz 251

Панцергренадеры на бронетранспортере Sd Kfz 251

    Наименьшим мотопехотным (панцергренадерским) подразделением было отделение (gruppe). Обычно мотопехотное (панцергренадерское) отделение состояло из 12 солдат, перевозимых на грузовике или реже на бронетранспортере.  Командиром отделения обычно был капрал, вооруженный автоматом.  Он также командовал транспортным средством и вел огонь из установленного на нем пулемета. Помощник командира отделения обычно был ефрейтором и был вооружен винтовкой.  Если отделение делилось надвое, одной половиной командовал помощник.  В отделение входило два расчета ручных пулеметов, по два солдата в каждом, четыре пехотинца и водитель с напарником.  Обычно они были вооружены винтовками.  При движении машины один из солдат отделения постоянно наблюдал за небом на случай появления самолетов противника, остальные следили за тем, что происходит по обе стороны от машины. При спешивании отделения водителю запрещалось покидать машину.

    Когда бронетранспортеры сталкивались с танками или артиллерией противника, они искали укрытия. Пулеметчики и стрелки отделения могли вести огонь во время движения бронетранспортера.  При этом (панцергренадерские) подразделения использовали сочетание маневра и огня.  Продвигаясь вперед, они делали короткие остановки и вели огонь, чтобы прикрыть продвижение других бронетранспортеров. При нахождении бронетранспортеров в зоне огня противника им не рекомендовалось останавливаться более чем на 15 – 25 секунд.  Обычно высадка солдат отделения осуществлялась с задней части машины, а в случае необходимости – и по обоим бортам.  Высадившись из машины, панцергренадеры вели сражение как обычная пехота.  Встречаясь с противотанковой обороной,  панцергренадерам часто приходилось идти впереди танков или образовывать смешанные группы, состоящие из танков и солдат, чтобы совместно прорывать оборону противника.

Высадка панцергренадеров из бронетранспортера Sd Kfz 251

Высадка панцергренадеров из бронетранспортера Sd Kfz 251

    Мотопехотный (панцергренадерский) взвод состоял из трех отделений.  Его штаб размещался в отдельной штабной машине, где находились: командир взвода (младший офицер или унтер-офицер), водитель, радист, санитар и два посыльных.  На машине могло устанавливаться противотанковое орудие.

    Во взводной колонне расстояние между машинами обычно составляло 5 – 10 метров.  В бою машины двигались либо в шахматном порядке, либо в неровной линии на расстояния до 50 метров друг от друга. Батальон в бою обычно строился клином.  Большинство транспортных средств, используемых для перевозки войск, двигались со средней скоростью не более 30 километров в час. Поэтому, даже при минимальном сопротивлении противника танковая дивизия не могла за день продвинуться больше, чем на 200 километров.

Панцергренадеры на 
полугусеничном бронетранспортере

Панцергренадеры на полугусеничном бронетранспортере

    Во время боевых действий на Восточном фронте немецкими танковыми войсками было разработано одно из наиболее важных боевых построений,  так называемый «пулк» (pulk: panzer und lastkraftwagen – танк и грузовик) – построение из танков и транспортных средств.  Это был наступающий танковый клин, внутри которого двигалась мотопехота (панцергренадеры).  На острие клина находились лучшие танки, по сторонам располагались самоходные орудия и другие танки.  По мере продвижения «пулка» вглубь, брешь в обороне противника расширялась.  Мотопехота при этом атаковала очаги сопротивления врага, которые обошли танки.  Иногда, чтобы найти слабую точку в обороне противника, пулк при наступлении мог иметь форму тупого четырехугольника.  Когда в каком-либо месте обороны противника удавалось пробить брешь, эта часть «пулка» становилась острием атаки.

    Главной задачей панцергренадеров было взаимодействие с танками, однако они могли действовать и самостоятельно, как обычная пехота в наступлении и обороне, особенно в контрударах при отражении наступающего противника. Панцергренадеры штурмовали укрепленные пункты противника, захватывали мосты, расчищали путь танкам в лесистой местности и городских кварталах.

Панцергренадеры         Панцергренадер

Панцергренадеры

    В 1944 – 1945 гг. в боевых действиях танковых войск вермахта появилось новшество – переход к ночным действиям, которые раньше отвергались германскими уставами.  На такое изменение взглядов повлияли успешные ночные действия советских танковых соединений.

    Немецкие танковые войска в бою тесно взаимодействовали с авиацией (1941-1943 гг.), широко применяли для управления войсками технические средства связи, а в масштабе боевой группы танковой дивизии организовывали взаимодействие с полевой самоходной артиллерией. В 1941 г. широко применялось взаимодействие с тактическими воздушными десантами.

Панцергренадеры и средний танк Pz Kpfw IV

Панцергренадеры и средний танк Pz Kpfw IV Ausf C

    Несмотря на то, что теория блицкрига  на Восточном (советско-германском) фронте потерпела крах, верховное командование вермахта до конца войны продолжало придерживаться прежних взглядов по стратегическому использованию танковых войск.  На оперативном уровне и в тактике в 1943-1945 гг. оно стремилось приспособить действия своих войск к менявшемуся характеру войны. Заимствуя опыт советских бронетанковых войск, германское командование изменило состав боевых групп в танковой дивизии, увеличивало артиллерийские плотности на участке прорыва, перешло к ведению боевых действий ночью и т. д.

 

Литература:

Э. Миддельдорф. Тактика в русской кампании. Перевод с немецкого. М., 1958.

Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М., 1979, сс. 380-394.

История второй мировой войны 1939-1945, т. 3, стр. 122.

Вверх Танковый парк Танковые дивизии Мотодивизии Танковые дивизии СС Мотодивизии СС Организация Боевое применение "Танки-вперёд!" Лёгкий танк Pz I Лёгкий танк Pz II Лёгкий танк Pz 35(t) Лёгкий танк Pz 38(t) Средний танк Pz III Средний танк Pz IV "Пантера" Тяжелый танк "Тигр" "Королевский тигр"


Военно-исторические ресурсы
Military History